3 бесплатных занятия от ИнстаФорекс

<a href="https://www.instaforex.com/ru/">Форекс портал</a>
<a href="https://www.instaforex.com/ru/">ИнстаФорекс - универсальный Форекс (Forex) портал для трейдеров</a>
<a href="http://www.instaforex.com/ru/">link_txt</a>

Задание № 3 (ч. 2). Анализ графических моделей, треугольники, флаги и вымпелы

Модели продолжения тенденции

Итак, фигурами продолжения тренда в техническом анализе называют такие модели, которые указывают на временную корректировку основного тренда в противоположном направлении. Грамотное определение подобных фигур может избавить трейдера от открытия убыточных позиций. Основных фигур продолжения тренда всего три — это треугольник, флаг и вымпел.
Каждая фигура будет определяться посредством двух линий — линии поддержки и линии сопротивления. Первая проходит через локальные минимумы, а вторая — аналогичным образом только через локальные максимумы. В зависимости от того, как много минимумов и максимумов окажется на линии, будет проявляться четкость фигуры.

Треугольник

В первую очередь предлагаем более подробно рассмотреть такую фигуру, как треугольник. Это, пожалуй, наиболее часто используемая модель, указывающая на продолжение тренда. Она образуется путем соприкосновения двух линий — линии поддержки и линии сопротивления. Все треугольники можно условно разделить на три типа — симметричный, восходящий и нисходящий.

Симметричный треугольник — это модель, где ценовые максимумы и минимумы имеют примерно одинаковый уровень наклона, однако они направлены в противоположные стороны. Таким образом, линии сходятся в одной точке. Данную модель считают свидетельством продолжения тренда, поскольку ни быки, ни медведи не демонстрируют сколько-нибудь большой уверенности в своих силах, их активность на рынке крайне мала. Все это говорит о том, что спрос и предложения на рынке в такой период довольно ограничены. Симметричный треугольник указывает на продолжение того тренда, который существовал на рынке до того момента, как цена оказались в пределах фигуры. В данном случае большое значение будет иметь не тип модели, а то направление, в котором совершится прорыв линии. Зачастую этот вид треугольника называют зоной, где консолидируются цены после серьезного обрушения или роста.

Схематическое изображение симметричного треугольника


Обратите внимание, треугольник стал последней консолидационной формацией перед образованием вершины


Восходящий треугольник представляет собой горизонтальную линию сопротивления, которая стремится вниз по направлению к линии, состоящей из последовательно соединенных минимумов, уходящих вверх. Данный вид треугольника является свидетельством того, что быки, то есть те, кто работает на повышение, не могут совершить пробой определенного уровня цен, который и выступает в качестве уровня сопротивления, однако они все же медленно, но верно продолжают повышать цены, что становится заметным при анализе графика. Минимумы не остаются постоянно на одном месте, они все время растут. Традиционно, в конце концов, происходит пробой верхней ценовой линии. Подобный треугольник обычно образуется только на восходящем тренде и имеет достаточно четкое направление в сторону возможного ценового прорыва. Таким образом, цены оставляют фигуры в том же направлении, которое было у них при вхождении в нее. Однако, ситуация в некоторых случаях может измениться. Бычий тренд не сможет пересилить медвежий, и тогда ценовое движение может оказаться совершенно непредсказуемым.

Схематическое изображение восходящего треугольника.


Восходящий треугольник на коротких временных интервалах сформировался перед завершением краткосрочного тренда.


Нисходящий треугольник — это полнейшая противоположность восходящего. Он образуется с помощью линии уровня поддержки, которая остается практически ровной, и линии сопротивления, состоящей из последовательности нисходящих максимумов. Пробить образовавшийся уровень цен получится только у медведей, однако они постепенно заставляют цены опускаться все ниже и ниже, пока не произойдет пробой уровня поддержки.



Нисходящий треугольник предупредил о приближении завершения двухнедельного медвежьего тренда


Давайте пройдемся по расположенным выше схемам. Итак, формирование треугольника предрекает паузу в уже существующей тенденции, после которой последняя возобновляется. К примеру, прошлая тенденция была восходящей, и после консолидации цен в виде треугольника их подъем, вероятно, продолжится. При нисходящей тенденции симметричный треугольник стал бы свидетельством того, что после его завершения снижение цен возобновится. Для каждого треугольника в обязательном порядке необходимы четыре опорные точки. Чтобы начертить линии тренда, понадобятся две точки. Таким образом, чтобы провести две сходящиеся линии тренда, каждая из них должна пройти, по крайней мере, через две точки. Треугольник берет начало в точке 1, там, где образуется консолидация восходящего тренда. Цены падают до отметки 2 и вновь поднимаются до точки 3. Заметьте, точка 3 находится ниже отметки 1. Верхнюю линию тренда можно начинать чертить только после падения цен с уровня точки 3.

Посмотрите, точка 4 расположена выше точки 2. Провести нижнюю восходящую линию можно после того, когда цены начнут двигаться вверх от уровня точки 4 в процессе оживления рынка. Вот здесь у аналитика и закрадываются подозрения относительно того, действительно ли перед ним симметричный треугольник. Теперь у нас есть четыре опорные точки (1, 2, 3, 4) и две сходящиеся линии тренда.

Знак завершения модели можно увидеть при выходе цены закрытия за пределы одной из линий тренда. Бывает, что после прорыва отмечается возвратное движение цен к линии тренда. В зависимости от направления тенденции, которое может быть восходящим или нисходящим, линия становится уровнем поддержки или сопротивления соответственно. Кроме того, после прорыва вершина является важным уровнем поддержки или сопротивления. При прорыве критерии пересечения могут быть самыми разнообразными. Минимальным критерием пересечения здесь служит цена закрытия, зафиксированная за пределами линии тренда, но никак не простое внутридневное пересечение.

Для всех треугольников правила торговли едины. Не стоит активничать на малых колебаниях цен внутри треугольника, конечно, если этот треугольник не очень большой. По мере износа треугольника колебания цен начинают происходить реже. Сокращается прибыль, а сдвиг и комиссионные продолжают уничтожать ваш счет, как и раньше. Лучшим выходом здесь является покупка или продажа при прорыве вверх или вниз линии тренда треугольника в направлении главного тренда. Размещать стоп-приказы нужно выше или ниже пробитой линии тренда.

Как и в случае с моделями перелома, существует способ, позволяющий распознать ценовые ориентиры, которых достигнет рынок после завершения формирования треугольника.

Метод измерения для треугольников предельно прост. Необходимо всего лишь измерить высоту модели в самой широкой части и спроектировать полученный результат вверх или вниз (в зависимости от направления главной тенденции). Уровень, полученный в результате проекции, и будет точкой ценового ориентира.

Флаг и вымпел

Фигуры — флаг и вымпел — достаточно часто встречаются на графиках валютного рынка.

Флаг признан самой надежной фигурой технического анализа. Он также определяется как модель продолжения тренда и выступает в качестве так называемого периода консолидации после значительных изменений. Флаг образуется тогда, когда участникам рынка необходима некоторая передышка после получения прибыли медведей, а затем быков — и наоборот. Безусловно, зафиксировать выигрыш одновременно они не могут, поэтому и возникает короткая противоположная тенденция. Флаг обычно направлен в сторону той тенденции, которая фиксировалась на момент его образования. Пробой в том или ином направлении является показателем продолжения либо восходящего, либо нисходящего тренда соответственно. Однако, в случае сильного пробоя в противоположном основной тенденции направлении следует готовиться к развороту тренда.

Пример бычьего флага.


Вымпелом называют непродолжительную по времени консолидацию внутри определенной тенденции. Особенность этой модели в том, что образоваться она может исключительно в условиях сильнейшего движения на рынке. Вымпел — краткосрочная модель, имеющая направление в противоположную от текущего тренда сторону. Коррекция в данном случае полностью отсутствует. Те линии, которые у флага были параллельны, у вымпела начинают сходиться в одну точку. Иногда за счет этого его путают с треугольником. Однако, в отличие от треугольника, вымпел очень быстро формируется и имеет противоположное основной тенденции направление, которое все же играет не такую значительную роль. В данной фигуре следует обращать пристальное внимание на направление пробоя, в зависимости от которого вымпел может выступать и как фигура продолжения тренда, и как его разворот.

Бычий вымпел.


Прямоугольником именуют такое положение на рынке, когда цена расположилась в пределах между двумя параллельными линиями, одна из которых является линией поддержки, а другая — сопротивлением. Максимальные и минимальные значения в этом случае располагаются по горизонтали. Прямоугольник — это модель более длительного периода консолидации цен после господства сильнейшего тренда. Традиционно цены уходят из области прямоугольника в том же направлении, в каком они туда входили.

Пример медвежьего прямоугольника


В качестве определения фигур продолжения тренда можно использовать не только, недельные и месячные графики, но также и внутридневные. В отношении всех моделей действует одно незыблемое правило — чем больше трейдеров обнаружат ту или иную фигуру, тем с большей вероятностью можно говорить о возможных изменениях на рынке. Однако, не стоит забывать, что при разном масштабе графиков Форекс определяются совершенно разные фигуры.

Контрольные вопросы.
  1. Какие виды треугольников вы знаете?
  2. Что служит критерием завершения формирования модели треугольник?
  3. Вымпел и флаг. В чем их отличие?
  4. Предположим, движение рынка вверх до начала формирования флага составило 80 пунктов, завершением формирования модели можно считать пробой уровня 1.2540. Попробуйте найти ценовые ориентиры, до которых, скорее всего, рынок продолжит подъем.
  5. Отметьте на графиках торгового терминал модели продолжения тенденции, о которых шла речь на текущем занятии.
  6. Треугольники. Назовите правила торговли.

Предыдущее задание Следующее задание

InstaForex Education

InstaForex gives the opportunity all the newcomers to have video tutorials for free. The program, which is developed by the professional traders, contains not just the classic trading strategies, but also the modern ones. During the learning, you will answer to the main questions and apply your newly acquired knowledge in practice. Take your training course right now.
<a href="https://www.instaforex.com/">Forex Portal</a>
<a href="https://www.instaforex.com/">InstaForex is a universal Forex portal for traders</a>
<a href="https://www.instaforex.com/">Forex Portal</a>

Task №3 part 2. Graphic pattern analysis: triangles, flags, and pennants

Continuation patterns

In technical analysis, the patterns that point to a short-term correction before the major trend resumes are called continuation patterns. Traders can prevent opening losing deals if they identify these patterns correctly. Main continuation patterns are the triangle, flag, and pennant. Each pattern is determined by two lines: support and resistance. The first line goes through local lows, and the other covers only local highs. The more highs or lows there are on a line, the clearer a pattern will stand out on a chart.

Triangle

First, let’s discuss the triangle as it is the most popular pattern indicating trend continuation. It is formed by convergence of support and resistance lines. Triangles can be symmetrical, ascending, and descending.

Price highs and lows in the symmetrical triangle pattern have almost the same slopes but in the opposite direction. So, the lines cross each other at one point. This pattern is neutral as neither bulls nor bears dominate in the market and the activity is low. Supply and demand are rather limited in this period. A symmetrical triangle points to a continuation of the trend that was in the market before the price entered the pattern’s range. In this case, the direction in which the line is broken is more important than the pattern’s type. This triangle is often described as a zone where prices consolidate after a serious slump or surge.

Symmetrical triangle


The triangle has become the last consolidation pattern before a peak formation


An ascending triangle is represented by a horizontal resistance line and an ascending line formed by linked lows. This triangle type means that bulls cannot breach a certain price level (resistance), and still they are gradually raising prices, which becomes clear when analyzing the chart. Lows constantly become higher. Traditionally, the upper price line is broken. The ascending triangle is usually formed during an uptrend and has a rather clear direction towards a possible price breach. So, prices leave the pattern in the same direction they entered it. However, there could be some unexpected situations. If a bullish trend fails to overcome a bearish one, price fluctuations could be completely unpredictable.

Ascending triangle


The ascending triangle has formed shortly before the termination of the short-term trend


A descending triangle is the exact opposite of the ascending one. It is formed by an almost horizontal support line and a resistance line built on descending highs. Only bears can break through the formed price level, though still pushing prices lower until support is breached.



The descending triangle signaled a near termination of the two-week bearish trend


Let’s have a closer look at the charts. A triangle formation means a pause in the current trend that continues afterwards. For example, the previous trend was mowing upwards, and the rise is most likely to resume following the triangle price consolidation. In case of a downtrend, a symmetrical triangle indicates a further drop in prices once the pattern shows signs of fading. Each triangle pattern requires four points. Two points are needed to draw trend lines. So, to draw two converging trend lines, each of them has to run through at least two points. A triangle starts at point 1, where trend consolidation takes place. Prices fall to point 2 and then rise again to point 3. Take notice that point 3 is below point 1. Draw the upper trend line only after prices drop from point 3.

Point 4 is above point 2. Draw the lower ascending line after prices start moving upwards from point 4 amid active market. At this moment, analysts start to doubt the existence of a symmetrical triangle. Now we have four base points (1, 2, 3, and 4) and two converging trend lines.

When the close price goes through one of trend lines, it is considered a sign of a pattern’s closure. Sometimes, a breach is followed by a price reversal back to the trend line. The line becomes a support (resistance) level if the trend is upward (downward). Besides, after a break, the top becomes an important support or resistance area. Breach criteria can vary. The minimum proof of a breakout is a close price logged beyond trend lines, not an intraday breach.

Trading rules for different triangles are identical. Refrain from high activity on small fluctuations within a triangle unless the pattern is large. With the pattern fading away, there are less price fluctuations. Profits become smaller; slippage and commissions keep on destroying your account as usual. In this case, the best decision is to buy (sell) at an upward (downward) breakout of the triangle alongside the major trend. Place stop orders above (below) the breached trend line.

Just like in reversal patterns, there is a way to determine price reference points that the market will reach after the triangle pattern is formed.

It is very simple. You need to measure the pattern’s height in the widest part and put it up or down (depending on the main trend). The acquired level will be a price reference point.

Flag and pennant

The flag and pennant patterns appear on price charts quite often.

The flag is considered the most reliable pattern in technical analysis. It is a continuation pattern serving as a consolidation period after sharp changes. A flag appears when market participants need a sort of a break after bears fix their profits, followed by bulls or vice versa. Of course, they cannot cash in profits simultaneously; that is why a short opposite trend appears. A flag is usually directed in the same way as the trend that dominated when the pattern appeared. A breakout in one direction or another is a sign of uptrend or downtrend continuation. However, if the breach direction is opposite to the major trend, you should be ready for a trend reversal.

Bullish flag


The pennant is a short consolidation within the current trend. This pattern’s key feature is that it is formed in the presence of very strong market movements. A pennant is a short-term pattern with the direction opposite to the major trend. In this case, there is no correction. The flag’s parallel lines converge in the pennant pattern; therefore, it is sometimes mistaken for a triangle. However, unlike the triangle pattern, a pennant forms quickly and has the opposite direction to the major trend, which is not that important. You should pay close attention to the direction of a breakout as it indicates either a trend continuation or its reversal.

Bullish pennant


The rectangle is formed when the price is moving between two parallel lines (support and resistance). Highs and lows are located horizontally. A rectangle is a pattern indicating a longer price consolidation after a very strong major trend. As a rule, prices exit the rectangle pattern in the same direction they entered it.

Bearish rectangle


To identify continuation patterns, you can use weekly, monthly, and even intraday charts. The following is true for all the mentioned patterns: the more traders discover a pattern, the more chances there are for market shifts. However, remember that different forex time frames imply different patterns.

Questions for revision
  1. What types of triangles do you know?
  2. What confirms the invalidation of a triangle pattern?
  3. What's the difference between a flag and a pennant?
  4. Suppose that the price moved by 80 points upward before a flag started to form. The pattern has been invalidated with the breakout of 1.2540. Find price reference points towards which the rise will continue.
  5. Locate the above-mentioned continuation patterns on charts in a trading platform.
  6. Name trading rules for the situation when there is a triangle on a chart.

Previous task Next task