3 бесплатных занятия от ИнстаФорекс

<a href="https://www.instaforex.com/ru/">Форекс портал</a>
<a href="https://www.instaforex.com/ru/">ИнстаФорекс - универсальный Форекс (Forex) портал для трейдеров</a>
<a href="http://www.instaforex.com/ru/">link_txt</a>
SiteHeart

Задание № 3 (ч. 1). Анализ графических моделей, моделей разворота и продолжения тенденции.

Занятие посвящено правилам распознавания ценовых моделей, которые формируются на рынке.
Курсы валют постоянно изменяются, причем эти перемены проходят далеко не линейно.
Подъем сменяется резким падением и наоборот. Прежде всего это говорит о том, что спрос и предложение на валюту — это весьма хаотичные показатели, быстро меняющиеся под напором огромного количества разнообразных факторов.

Задача каждого участника рынка — получить прибыль с покупки или продажи валюты. Немаловажную роль в этом играет прогнозирование дальнейшего движения курсов. Графический анализ валютного рынка как раз и старается описать все возможные ситуации на рынке валют с целью построения верного прогноза на будущее. Продолжительное наблюдение за ходом цен на рынке позволило провести распределение различных комбинаций этих линий по типовым графическим образам, которые по-другому еще называются фигурами технического анализа. Контуры данных фигур могут подсказать участникам рынка, какая тенденция является главенствующей в тот или иной момент.

Классический графический анализ предлагает разделять все фигуры на два класса. К первому будем относить так называемые разворотные фигуры, то есть те, которые свидетельствуют о переломе тенденции. Второй класс — это фигуры продолжения тенденции, они будут указывать на то, что изменений в основной тенденции пока не предвидится.

Фигуры разворота тренда

Важнейшей задачей каждого трейдера является верное определение тренда, занимающего в данный момент главенствующую позицию на рынке. Немаловажное значение имеют также сигналы его подтверждения и разворота. Достоверное определение фигур на графиках — дело чрезвычайно сложное. У каждого трейдера обычно складывается собственное впечатление относительно той или иной ситуации, поскольку графики Форекс не имеют строгой формы и движение по ним может трактоваться по-разному. Однако существует ряд фигур, которые с довольно значительной долей вероятности могут подсказать начало периода разворота тренда.

Для начала давайте рассмотрим разворотные модели.
Прежде чем приступить к детальному рассмотрению каждой отдельно взятой основной разворотной фигуры, отметим некоторые общие положения, которые присущи для каждой из этих моделей:

  1. Предпосылкой для возникновения любой разворотной модели является предшествующая тенденция.
  2. Первым сигналом близящегося перелома тенденции зачастую служит прорыв важной линии тренда.
  3. Чем крупнее модель, тем существеннее будет последующее движение рынка.
  4. Модели вершины, как правило, короче по времени, более изменчивы, чем модели основания.
  5. Модели снования, как правило, характеризуются меньшим разбросом цен, и для их построения требуется больше времени.
«Голова и плечи»

Эту фигуру принято считать самой надежной из всех графических моделей. Она создается с помощью трех вершин — левого плеча, головы и правого плеча. Именно сходство с человеческой фигурой и позволило дать модели соответствующее название. При этом следует помнить, что уровень головы должен быть обязательно выше уровня обоих плечей, в противном случае данная модель будет являться ложной. Отличительная особенность фигуры — это возможность образования и при восходящем тренде, и при нисходящем. Восходящий тренд будет характеризоваться тем, что каждый минимум и максимум будет располагаться выше предыдущего. В том случае, когда цена доходит до нового максимума, происходит незначительный отказ назад, вслед за которым образуется еще один максимум. Однако коррекция не дает возможности сформировать минимум на более высоком уровне, в результате чего цена опускается до предыдущего минимума. Именно так происходит образование линии шеи. После того как левой плечо сформировано, следующим подъемом и падением цены образуется голова. Затем идет еще один скачок вверх и падение вниз, которые становятся правым плечом фигуры. Кроме того, последний ценовой подъем также создает линию шеи. В каждом конкретном случае линия шеи может выступать и в качестве поддержки, и в качестве сопротивления. Ее прорыв свидетельствует о том, что тенденция начинает меняться на противоположную.

Давайте на примере рассмотрим, как будет выглядеть сценарий перелома на вершине рынка.
В точке А тенденция к повышению продолжает развиваться без какого-либо намека на вершину. Цены образуют новый максимум, объем при этом растет. Все, как и должно быть. После чего начинается промежуточный спад (точка В). В точке С, при этом, внимательный аналитик должен увидеть, что торговая активность при прорыве цен выше уровня А была несколько ниже, чем в период предыдущего роста. Само по себе это обстоятельство не имеет решающего значения, однако все же стоит начать волноваться. Цены после этого начнут снижаться до уровня точки D, и тут же происходит нечто серьезное. При следующем подъеме рынка цены не достигают уровня предыдущего пика в точке А.
Вспомним, что при восходящей тенденции каждый предыдущий пик должен вступать по отношению к промежуточным спадам как уровень поддержки. В нашем случае этого не происходит. Цены опускаются ниже точки А, почти до уровня предыдущего спада (точка В).

Пример модели «Голова и плечи» для вершины рынка. Левое и правое плечо (А и Е) находятся примерно на одной высоте. Голова (С) выше, чем каждое из плеч. Модель считается завершенной, когда цена закрытия фиксируется ниже линии шеи (линия 2). Линия шеи в данном случае строится от точки B — первый спад формирования фигуры, через точку D — второй спад. Минимальный ценовой ориентир прорыва равен вертикальному расстоянию от головы до линии шеи, отложенному вниз от точки прорыва линии шеи. При последующем подъеме возможен возврат до уровня линии шеи, но ценам не удается пересечь ее.


USD/JPY Недельный график. Модель «Голова и плечи» для вершины. Обратите внимание на три пика, из которых голова выше, чем каждое из плеч. Основная восходящая линия тренда была прорвана прежде, чем сформировалось правое плечо. Взгляните также, как цены вновь поднимаются до уровня линии шеи, после того как наступил перелом тенденции вниз.


Перевернутая модель «Голова и плечи»

Модель «Голова и плечи» для основания, или перевернутая модель «Голова и плечи» (head and shoulders bottom or inverse head and shoulders ) — это зеркальное отражение модели вершины, о которой мы говорили выше.
На рисунке отчетливо видно, что в данном случае мы имеем дело с тремя ярко выраженными спадами, при этом голова несколько ниже, чем каждое из плеч. Если линия шеи оказалась прорвана ценой закрытия, то модель может считаться завершенной. Определение ценовых ориентиров производится по тем же принципам, что и для модели вершины. Несущественным отличием, пожалуй, можно назвать то, что вероятность возвратного хода цен к линии шеи после бычьего прорыва из модели основания выше, чем на вершине.

Пример перевернутой модели «Голова и плечи». Модель основания является в этом случае зеркальным отображением модели вершины. Линия шеи в данном случае строится от точки B — первый пик формирования фигуры, через точку D. Возвратный ход цен к линии шеи после прорыва более типичен, чем для моделей вершины.


Разница в данном случае скорее в том, что рынок может упасть под влиянием инерции. Отсутствия спроса и покупательского интереса со стороны трейдеров может быть достаточно, чтобы подтолкнуть рынок вниз. Однако заставить его подняться вверх по инерции невозможно. Цены начнут подниматься, если спрос превысит предложение и покупатели будут активнее и напористее, чем продавцы.

У моделей основания рост цен от точки головы должен сопровождаться увеличением деловой активности, однако очень часто ее уровень перекрывает показатель объема, приходящийся на предыдущий всплеск от точки левого плеча. Спад к точке правого плеча должен влечь за собой уменьшение объема, причем весьма значительное. Самый критический момент, естественно, приходится на точку прорыва линии шеи. Этот сигнал должен сопровождаться подлинным взрывом торговой активности, если прорыв не оказался ложным.

В этом и состоит существенное отличие между моделью вершины и перевернутой моделью, или моделью основания.

Для последней большой объем торговли при завершении очень необходимый компонент. Разворотный ход цен более типичен для модели основания и должен сопровождаться небольшим объемом торговли. Однако при последующем возобновлении установившейся уже тенденции к повышению значение объема должно увеличиваться.

GBP/USD недельный график.Пример модели "голова и плечи" для основания. Левое "плечо" сформировалось в сентябре, правое "плечо" – в декабре. "Голова", которая сформировалась в апреле образует более низкое основание. В конце марта цена прорвала вверх линию "шеи", которая просуществовала более года. Таким образом был дан основной бычий сигнал для рынка.


Для открытия позиций, как в случае с ценовой моделью на вершине, так и в основании, необходимо дождаться прорыва линии шеи. Только после прорыва этой линии поддержки или сопротивления модель считается завершенной. После того как цены преодолели уровень линии шеи и тем самым завершили формирование модели «Голова плечи», они не должны вновь пересекать линию шеи. Если мы имеем дело с моделью вершины, то после того как линия шеи была прорвана вниз, любое последующее закрытие цен выше уровня линии шеи — это серьезный сигнал о том, что первоначальный прорыв, скорее всего, был ложным.
Так образуются неудавшиеся модели «Голова и плечи» (failed head and shoulders pattern).
Изначально модели такого типа выглядят как классические модели перелома, после чего на каком-то этапе развития или до начала прорыва линии шеи, или сразу после него, цены вдруг возобновляют движение в направлении прежней тенденции.

«Тройная вершина и тройное основание»

Многие положения, о которых шла речь выше, также относятся и к остальным фигурам перелома тенденции. Фигура «Тройная вершина или тройное основание» встречается значительно реже, чем «Голова и плечи», и является всего лишь ее разновидностью.
Основное отличие заключается в том, что все три пика или три спада у «Тройной вершины или основания» находятся практически на одном уровне.
Технические аналитики часто расходятся во мнении относительно того, что перед нами: «Голова и плечи» или «Тройная вершина».

У модели «Тройная вершина» объем торговли, как правило, снижается с каждым последующим пиком, а в точке прорыва вниз он должен возрастать. Модель не считается завершенной до того момента, пока уровни поддержки, проходящие под двумя предыдущими спадами, не оказываются прорванными. Соответственно, в случае модели «Тройное основание» цены закрытия должны прорвать уровень сопротивления, проходящий над двумя предшествующими пиками. Только тогда модель считается завершенной, в качестве альтернативной стратегии можно считать сигналом перелома тенденции прорыв уровня ближайшего пика или спада. Крайне важным фактором завершения фигуры основания считается рост объемов торговли.

«Тройная вершина». Очень похода на фигуру «Голова и плечи», за тем лишь исключением, что все три пика расположены на одном уровне. Каждый последующий пик должен сопровождаться снижением объема торговли. Фигура завершена, когда цены преодолевают уровень обоих спадов с сопутствующим ростом объема.


Модель перелома «Тройная вершина». Обратите внимание на три пика, сформировавшиеся в июне. Обратите внимание и на то, как уровень поддержки после прорыва вниз превращается в уровень сопротивления.


«Тройное основание» аналогично перевернутой модели «Голова и плечи», за исключением того, что все три спада находятся на одном уровне. Зеркальное отображение модели «Тройная вершина», с той лишь разницей, что объем, как подтверждающий фактор, является более важным при прорыве вверх.


«Двойная вершина и двойное основание»

Такая модель разворота тенденции встречается намного чаще, чем предыдущая. После модели «Голова и плечи» она, пожалуй, является наиболее распространенной и узнаваемой.
Обратите внимание, что фигура «Двойная вершина» по очертаниям похода на букву «М», а фигура «Двойное основание» на букву «W».
К слову, их очень часто именно так и называют.
Общие характеристики фигуры «Двойная вершина» совпадают с характеристиками моделей «Голова и плечи» и «Тройная вершина», за одним лишь исключением: у этой модели не три пика, а два.
Изменения объема, сопутствующие обравниванию «Двойной вершины», и способ ее измерения абсолютно аналогичны тем, что мы рассмотрели выше.

Пример «Двойной вершины». У этой модели есть два пика (точки А и С на графике), оба они находятся на одном уровне. Модель считается завершенной только после того, как цены закрытия преодолеют уровень спада В, находящегося между двумя пиками. Как правило, второй пик С сопровождается меньшим объемом торговли, а в точке прорыва D объем возрастает. При возвратном ходе цены могут вновь подняться до уровня нижней линии.


Пример «Двойной вершины». Обратите внимание, максимумы находятся почти на одном уровне, при реальной интерпретации модели небольшая разница ценовых уровней допускается и даже желательна, т.к. идеальные фигуры встречаются крайне редко. Когда цены закрытия прошли отметку 136.35, модель была завершена. Уровень поддержки, после прорыва вниз, превратился в уровень сопротивления, что служит еще одним доказательством завершения модели и сильным сигналом для открытия коротких позиций.

Пример «Двойного основания». Это зеркальное отображение модели двойная вершина. Однако, как и в предыдущих случаях, объем имеет большее значение при прорыве вверх. Возвратный ход цен до уровня прорыва более типичен для моделей основания.


Пример «Двойного основания». Обратите внимание на четко очерченное двойное основание. Когда цены закрытия пробили уровень отката, модель была завершена и произошел перелом к восходящей тенденции. Обратный ход подтвердил превращение линии сопротивления в линию поддержки, что дало очень сильный сигнал к открытию длинных позиций.

Как мы говорили ранее, все эти фигуры являются только вариантами модели «Голова и плечи», и поэтому тактика торговли одинакова — открытие длинных или коротких позиций осуществляется после прорыва линии шеи, когда модель считается завершенной. Сильным сигналом, подтверждающим завершение формирования фигуры и определяющим момент совершения сделок, является отбой от линии шеи после ее теста в результате возвратного хода.
Теперь давайте подробнее разберем понятие ценового ориентира, о котором не раз упоминалось в процессе занятия.
Дело в том, что существует метод определения ценовых уровней, которые очень часто достигаются рынком после завершения формирования этих фигур.

Данный метод основан на высоте модели. Итак, измерим расстояние по вертикали от максимальной точки головы до линии шеи. Потом отложим полученное расстояние вниз от точки прорыва линии шеи. Предположим, длина отрезка будет равна из разности, то есть — 20. Отложим 20 пунктов вниз от точки прорыва линии шеи и получим минимальный ценовой ориентир, куда придет рынок. Это будет уровень — 60. данный метод универсален для всех рассмотренных моделей. Для модели «Вершина» берется середина расстояния между двумя пиками или впадинами до линии шеи.

V-образные модели, или «Шипы»

Последняя модель разворота, о которой мы поговорим, характеризуется тем, что ее сложнее всего распознать в период ее образования, однако встречается она довольно часто.
На самом деле V-образную вершину или основание, их еще называют «Шипами», распознать сложно потому, что по сути они не являются моделями в полном смысле слова. Все модели разворота, о которых мы говорили выше, отражают постепенные изменения в динамике тенденции. Цены какое-то время колеблются в рамках горизонтального торгового коридора. В этот переходный период аналитик может изучить динамику рынка, сделать какие-то прогнозы относительно его будущего, постараться найти какие-то подсказки в настоящем или прошлом. Именно по такому сценарию формируются практически все фигуры разворота. Все, кроме V-образных. В данном случае ни о каком постепенном изменении в динамике речи не идет. Перелом происходит резко, зачастую без всякого предупредительного сигнала. За этим переломом следует внезапное и очень быстрое движение цен в противоположную сторону. V-образную фигуру трудно назвать моделью, так как оценить ее, понять, она ли вообще была, можно только спустя время.
Как же быть трейдеру? Как он может предвидеть такие фигуры, распознать их в процессе формирования и, соответственно, предпринять какие-то шаги? Для того чтобы получить ответы на эти вопрос, давайте детальнее рассмотрим V-образную фигуру вершины.

Прежде всего мы имеем предыдущую тенденцию. Чаще всего V-образному развороту предшествует стремительное развитие рынка, в тенденции почти нет промежуточных поправок, а те, что есть, очень несущественные. Как правило, в динамике такой тенденции присутствует несколько ценовых пробелов. Похоже на то, что рыночная ситуация как будто вышла из-под контроля, рынок превзошел все мыслимые и не мыслимые ожидания. Опытный трейдер знает: надо держать ухо в остро.
Основная предпосылка для V-образного разворота, или «Шипа», — наличие крутой или стремительной тенденции.
Иногда единственным сигналом, указывающим на разворот, служит прорыв необыкновенно крутой линии тренда. Следующее за разворотом обвальное падение, как правило, в значительной степени отражает предыдущую восходящую тенденцию на треть или на 50%, причем происходит это за очень короткий промежуток времени.
Одной из причин внезапного движения в противоположную сторону является отсутствие уровней поддержки и сопротивления у предыдущей тенденции. V-образные фигуры встречаются как на вершине, так и в основании рынка. Самые яркие примеры характерны именно для вершин.

V-образная модель на вершине рынка


V-образная модель в основании рынка

Мы поговорили о самых распространенных основных фигурах разворота: модель «Голова и плечи», «Двойная вершина», «Тройная вершина», «Основание» и V-образная модель, или «Шип».
Как правило, эти фигуры сигнализируют о том, что серьезный перелом в динамике существующей тенденции находится в стадии формирования. Именно этому они носят название «Основные модели разворота тенденции».
Однако существует еще одна группа фигур, которые по своей природе более кратковременны и говорят не о развороте основной тенденции, а о периоде консолидации. Именно поэтому они носят название «Модели продолжения тренда». О них мы поговорим во второй части занятия.

Контрольные вопросы.
  1. Найдите и отметьте на графике модель перелома «Голова плечи», укажите временные параметры и валютную пару, а также отметьте кардинальные ценовые уровни этой модели. (Например — максимум головы 1.2530, линия шеи 1.2400 и т.д.). Пришлите скриншот графика.
  2. После какого события модель перелома «Двойная вершина» считается завершенной и когда поступает сигнал для открытия позиции.
  3. Предположим, максимальная точка модели «Тройная вершина» находится на уровне 1.8050, прорыв линии шеи произошел в точке 1.7990 — определите ценовой ориентир, к которому с большой долей вероятности опустится цена.
  4. Укажите причину стремительного обратного хода при образовании модели «Шипы».

Предыдущее задание Следующее задание

InstaForex Education

InstaForex gives the opportunity all the newcomers to have video tutorials for free. The program, which is developed by the professional traders, contains not just the classic trading strategies, but also the modern ones. During the learning, you will answer to the main questions and apply your newly acquired knowledge in practice. Take your training course right now.
<a href="https://www.instaforex.com/">Forex Portal</a>
<a href="https://www.instaforex.com/">InstaForex is a universal Forex portal for traders</a>
<a href="https://www.instaforex.com/">Forex Portal</a>

Task №3 part 1. Wave analysis. Elliott wave principle

The lesson is devoted to the main principles of recognizing the patterns which emerge on the price charts. Currency rates are constantly changing and those changes are not linear by nature. An increase if often followed by a sharp decline and vice versa. It means, first of all, that supply and demand on an asset are unstable as they change greatly due to a number of factors.

The goal of every market participant is to make profit from buying or selling an asset. The forecasts of further price movements play an important part in this endeavor. Pattern analysis aims to describe all possible outcomes on the market in order to help make the right projections for the future movements. After years of monitoring the price dynamic on the market, forex experts were able to point out a number of typical graphical images, which are also known as patterns of technical analysis. The shape of those patterns can give market participants a hint about the dominating trend at a certain time.

Traditional technical analysis distinguishes between two types of graphical patterns. The first type is called the reversal patterns, and they act as a signal for the trend to change. The second type represents continuation patterns which indicate no changes in the dominating trend.

Trend reversal patterns

The most important task of every trader is to determine the prevailing trend correctly. Besides, it is crucial to take into account the signals of trend confirmation and trend reversal. Actually, it is not very easy to recognize a certain pattern on a chart. Every trader may have a different impression from the current price dynamic. Chart patterns do not always have a distinct shape and price movements can be interpreted in different ways. However, there are a number of patterns which are more likely to predict the beginning of a trend reversal.

First of all, let us touch upon the reversal patterns.
Before we start analyzing each type of reversal patterns in detail, here are several basic rules which apply to any of them.

  1. A reversal pattern occurs following a distinguished prior trend.
  2. Breaking of a major trend line is usually the first signal to indicate the approaching trend reversal.
  3. The bigger the pattern is, the more significant the movement in the market is.
  4. Top patterns are shorter in time and more inconsistent than the bottom patterns.
  5. Bottom patterns are characterized by a narrow trading range but it takes more time for them to form.
Head and Shoulders

The Head and Shoulders pattern is considered to be the most reliable chart formation. It has three peaks, which are called the left shoulder, the head, and the right shoulder. The pattern is called Head and Shoulders for its resemblance to these parts of the human body. The head is always formed by a higher peak than both of the shoulders; otherwise, it is not that chart formation.  A notable feature about this chart pattern is that it can be formed both in an uptrend and in a downtrend. In an uptrend, every new high and low is located higher than the previous high and low. When a price reaches a new high, there is a small pullback followed by one more high. However, the retracement does not allow forming a new low at a higher level, and as a result, the price falls to the prior low. That is how the neckline is formed. After the left shoulder has appeared on the chart, the next upward and downward movement produces the head. The next upturn and downturn in the price movement form the right shoulder. Besides, the last price upward movement builds the neckline. The neckline can represent either support or resistance level depending on the market situation. When the price breaks through the neckline, the trend is changing to the opposite direction.

Let us have a look at the example when the reversal takes place at the market top. At the Point A, the uptrend continues to evolve. The price reached a fresh high and the trade volume increased. Everything is just as it should be. Then the price pulled back to the lower levels (Point B). Meanwhile, an experienced analyst should spot lower trading activity at Point C as the price broke out above the A level compared to the trading activity witnessed during previous upturn. The fact itself is not of major importance but it is a sign for the trader to watch out for the further movement. Soon after, the price started to decline to the Point D, and then something crucial happened. During the next market upturn, the price did not reach the level of the previous peak at the Point A.
Remember that in an uptrend, every prior peak acts as a support level for the intermediary pullbacks, but it did not take place in our case. The price declined below the Point A and almost reached the level of the previous pullback at Point B.

The example of Head and Shoulders Top. The left and the right shoulders (Points A and E) are located around the same levels. The head (Point C) is higher than both shoulders. The pattern is formed when the price closes below the neckline (Line 2). The neckline is plotted from Point B (the first pullback of the formation) through the Point D, the second pullback. The minimum price target of the breakout is the distance between the head and the neckline extended down from the breakout point of the neckline. When prices go up the next time, they may pull up to the neckline but fail to break through it.


USD/JPY weekly chart. Head and Shoulders Top. The formation consists of three peaks with the head located higher than the two shoulders. The price had broken the major uptrend line before the right shoulder appeared on the chart. You can also see that the price is directed towards the neckline levels after the trend reversal took place.


Inverse Head and Shoulders

Head and Shoulders Bottom, or Inverse Head and Shoulders, is the opposite to the abovementioned Head and Shoulders Top pattern.
As you can see in the picture, the present pattern is formed with three distinct lows and the head is lower than any of the shoulders. When the price closes above the neckline, the pattern is considered complete. The price targets are determined by the same principles as the standard Head and Shoulders pattern, but keep in mind that the price is more likely to pull back to the neckline after a bullish breakout at the market bottom than at the market top.

Example of Inverse Head and Shoulders. The pattern is opposite to Head and Shoulders Top. In this case, the neckline is drawn from the Point B, which is the first peak of the chart formation, through the Point D. It is more likely that the price pulls back to the neckline after the breakout in a bottom pattern than in a top pattern.


The thing is that the market can fall by inertia. The lack of demand and buying interest is enough to push the market down. However, it is impossible to make it move upwardly out of inertia. Prices will rise if demand exceeds supply and buyers are more active and pushing than sellers.

In the Head and Shoulders Bottom, the price growth from the peak of the head should be accompanied by an increase in trading activity. However, it is often offset by the trade volume during the previous price upturn from the left shoulder point. The decline to the right shoulder entails a considerable decrease in trade volume. The crucial moment is when the price action breaks the neckline. At this point, the market activity is booming if the breakout is not false. Here lies a huge difference between the top and inverse patterns.

For the inverse pattern, the trade volume is very important on completion.

The reversal of the price movement is more typical for the bottom pattern and should be followed by a small trade volume. However, with the renewed uptrend, the volume must inevitably increase.

GBP/USD weekly chart. The example of the Head and Shoulders Bottom pattern. The left shoulder was formed in September, and the right Shoulder was formed in December next year. The head appeared on the chart in April and represented the lower peak. Late March, the price broke above the neckline which existed over a year. In this manner, the main bullish signal for the market emerged.


It is important to wait until the price breaks the neckline in order to enter into a position in both top and bottom patterns. As soon as this either support or resistance level is broken, the pattern becomes complete. When the price breaks through the neckline, completing the formation of the pattern, it should not retreat back to the neckline. In case of the market top pattern, when the price breaks below the support level, any following close above the neckline indicates clearly that the first break was false. This is an example of the failed Head and Shoulders pattern. At the beginning of its formation, this pattern looks exactly like the reversal pattern. However, at some stage of its development, before or after the neckline is broken, the price movement continues to follow the previous trend.

Triple Top and Triple Bottom

Other reversal patterns have the same attributes as the abovementioned graphs. The Triple Top and Triple Bottom patterns are less usual than Head and Shoulders, but they have a lot in common. The distinctive feature of the Triple Top or Triple Bottom patterns is that all three peaks or lows are located around the same level.
There are a lot of arguments among technical analysts about how to differentiate between Head and Shoulders and Triple Top.

When Triple Top occurs, the trade volume usually decreases with every sequential peak and the breakout of the support level should be followed by higher volume. The pattern is completed when the price falls through the support levels of the two prior troughs. Likewise, in the Triple Bottom pattern, the price has to close above the resistance level of the earlier peaks to make the pattern complete. Alternatively, when the price breaks through the previous high or low, it can be considered a reversal signal. Extremely important factor for the formation to complete is the increasing volume of trading.

Triple Top. The pattern resembles Head and Shoulders except for the fact that all three peaks appear at the same level. The next peak is followed by a declining trade volume. The formation is completed as soon as the price breaks below the levels of both troughs while the trade volume rises.


A reversal pattern Triple Top. Please have a look at three peaks formed in June. Pay attention that when the support level is broken, it turns into the resistance level.


The Triple Bottom pattern is similar to inverse Head and Shoulders, but all three troughs occur at the same level. It represents the opposite pattern of Triple Top. The trade volume is a more important confirmation factor at the time of the breakout.


Double Top and Double Bottom

This reversal pattern appears more frequently than the previous one. It is the second most common and easily recognized formation after the Head and Shoulders pattern. The Double Top resembles the letter “M” while the Double Bottom looks like the letter “W”.
By the way, they are often referred to by the name of the letters.
General attributes of the Double Top pattern coincide with those of the Head and Shoulders and the Triple Top, but with only two peaks found in this formation.
In case of the Double Top pattern, trade volume changes the same way we have already described. The formation becomes complete similarly to the abovementioned patterns.

Example of Double Top. The present pattern has two peaks (Points A and C in the Figure), both of them are seen around the same level. The formation completes when the price moves below the level of the previous trough in Point B which is located somewhere in the middle between the two peaks. As a rule, the second peak in Point C is accompanied with a lower trade volume. In the breakout point D the volume increases. During the further movement, the price can pull back to the bottom line but does not break it.


Example of Double Top. Pay attention that the highs are located near the same level on the chart. Actually, the peaks can occur on slightly different levels as ideal patterns are rarely formed on charts. When the closing price fell below 136.35, the pattern was complete. The support level turned into the resistance level after the breakout, confirming the pattern and presenting a strong signal to open short positions on the currency pair.

Example of Double Bottom. The present pattern is the opposite of Double Top. Nevertheless, just as with other patterns, the volume of trading has a major importance when the price breaks out to the higher levels. The price is more likely to pull back to the breakout point at the market bottom.


Example of Double Bottom. Have a look at two troughs which are clearly seen on the chart. When the price closed above the neckline, the pattern was formed and the reversal to the upside took place. The pullback confirmed that the resistance level transformed into the support level, therefore, giving a strong signal for opening long positions.

As we have already mentioned, these graphs represent variations of the Head and Shoulders pattern that is why a trader can apply the same trading strategy. It is necessary to enter into a long or short position as soon as the price breaks the neckline, or in other words, when the pattern is completed. If the price pulled back to test the neckline and then rebounded, it is a strong confirmation signal which indicates the entry point.
Now let us elaborate on the concept of the price target which we have introduced during the lesson.
The point is that the market is believed to reach a certain price level once the formations are plotted.

The present method is based on the height of the pattern. Let’s measure the distance from the peak of the head to the neckline. Then you should extend the distance down below the breakout point. Suppose that the head is located at 100 with the neckline at 80. The difference between these two marks equals to 20. Now subtract 20 points from the breakout price and you will find the minimum expected price move to the downside, which is 60. The method is common for all abovementioned patterns. Sometimes, for Double Top it is recommended to calculate the price target by subtracting only half of the height.

V-patterns, or Spikes.

The last type of the reversal patterns we are going to talk about is V-patterns, or Spikes. A peculiar feature about these patterns is that they are most difficult to recognize at the moment of formation but quite common. Actually, V-tops and V-bottoms, which are also called Spikes, are not easily spotted because they are far from being traditional graphs. All reversal patterns that we have described earlier reflect gradual changes in trend dynamic. For some time the price moves along a horizontal channel. During this transition period, a trader can study the dynamic of the market and make some forecasts for the future or try to find some hints in the past or present movements. That is how all reversal patterns are formed except for the V-patterns. They have nothing to do with gradual changes in price action. The trend reversal happens sharply and often without any indication. Following the reversal, the price accelerates in the opposite direction. In fact, V-patterns can hardly be called patterns at all, because a trader can spot them only in retrospective. What should an investor do then? How can traders foresee these patterns and recognize them on the stage of formation in order to decide on the right trading strategy? First of all, let us look at V-top pattern more closely.

In the first place, we deal with the existing trend. Mostly, the V-pattern reversal is preceded by an excessive market growth. Meanwhile, the ongoing trend does not have intermediate corrections or if there are any, they are insignificant. Usually, a few gaps may occur in the price movement. It looks as if there is a turmoil in the market.
An experienced trader knows that he should be watchful in this moment.
V-patterns, or Spikes, are usually preceded by a steep trend line.
Sometimes, the only signal indicating the reversal is the breakout of an extremely steep trend line. The following sharp in the price movement decline occurs in a short period of time and corresponds to one third or a half of the preceding uptrend.
One of the reasons for the price movement to change suddenly its direction is the lack of support and resistance levels in the previous trend. V-patterns can be formed at both market top and market bottom. However, they are more common to take place at the top of the market.

V-pattern at the market top


V-pattern at the market bottom

We have discussed the most common reversal patterns such as the Head and Shoulders, Double Top and Bottom, Triple Top and Bottom, and V-pattern, or Spikes.
These patterns indicate that the current price trend is about to move in the opposite direction. That is why they are called reversal patterns. There is another major type of patterns which are basically short-term and point to a consolidation period.  They are called continuation patterns. We are going to cover them in the second part of the task.

Questions for revision
  1. Find and mark the Head and Shoulders pattern on the chart, specify the time frame and the currency pair. In addition, point out the meaningful price levels in this pattern. For example, the head at 1.2530, the neckline at 1.2400, and so on. Send a chart screenshot.
  2. When the Double Top is considered complete? When does a signal appear for entering a position?
  3. Suppose that the highest peak in the Triple Top is located at 1.8050 and the price broke the neckline at 1.7990. Determine the price target.
  4. Why does the price suddenly pull back when a Spike takes place?

Previous task Next task